1. Что представляет собой проект «Прямые выплаты»? Какие изменения произойдут с 1 января 2021 во взаимоотношениях работника, работодателя и ФСС на территории Свердловской области?
«Прямые выплаты» предусматривают перечисление пособий работникам непосредственно из Фонда социального страхования без посредника, которым сейчас выступает страхователь. Получать пособия работающие граждане с начала следующего года будут напрямую через Фонд на карту «Мир», на лицевой счет в банке, по которому операции с платежными картами не осуществляются, или почтовым переводом – в зависимости от предпочтений самого работника.
При этом схема прохождения документов для получателей пособий фактически не изменится. Работник, как и прежде, приносит работодателю документы, подтверждающие право на пособие (листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка и т.д.), а также пишет заявление, где указывает реквизиты, на которые ему удобнее получать пособие (номер карты «Мир», счет в банке или почтовый адрес). Работодатель формирует комплект документов на выплату пособий и не позднее пяти календарных дней со дня получения заявления от работника направляет их в региональное отделение Фонда, которое в течение десяти календарных дней с момента получения полного комплекта документов принимает решение о назначении и выплате пособия, после чего производится выплата пособия работнику.
2. Какие виды пособий будут выплачиваться по системе «прямых выплат», а какие по-прежнему останутся за работодателем?
По системе «прямых выплат» выплачиваются пособия:
· по временной нетрудоспособности;
· по беременности и родам;
· при постановке на учёт в ранние сроки беременности;
· при рождении ребенка;
· по уходу за ребенком до 1,5 лет;
· оплата дополнительного отпуска для прохождения лечения лицам, пострадавшим на производстве.
Работодатель выплачивает пособия:
· на погребение;
· оплата 4-х дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
3. Меняются ли при «прямых выплатах» размер и формула расчета пособий?
Размер и методика расчета пособий остаются прежними.
4. Как отмена зачетного принципа отразится на работодателе?
Для работодателей отмена зачетного принципа означает, что страховые взносы на обязательное социальное страхование теперь не уменьшаются на сумму произведенных расходов, а уплачиваются ими в Фонд социального страхования и в Федеральную налоговую службу в полном объеме, т.е. 100%.
5. Сроки и способ подачи документов для назначения пособий застрахованным гражданам.
При наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к своему работодателю с заявлением согласно Приложению № 1 к Приказу 578 ФСС РФ от 24.11.2017. После чего работодатель в течение 5 календарных дней передает информацию в ФСС РФ для назначения и выплаты пособия. Страхователи с численностью 25 и более работников информацию передают только в электронном виде, если численность менее 25 человек, информацию можно подавать как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Обращаем Ваше внимание, что информация для назначения пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием всегда передается только на бумажном носителе, в электронном виде не передается.
6. Удержания с пособий и справки 2-НДФЛ.
В соответствии с действующим законодательством с пособий по временной нетрудоспособности предусмотрено удержание НДФЛ и удержания по исполнительным листам.
Удержание НДФЛ.
Фондом социального страхования с пособий по временной нетрудоспособности будет производиться удержание НДФЛ без предоставления «налогового вычета». За удержанный НДФЛ Фонд будет отчитываться в ИФНС. Справку 2-НДФЛ застрахованное лицо сможет получить лично или в электронном виде – через личный кабинет застрахованного (https://lk.fss.ru).
Удержание по исполнительным листам.
Фондом социального страхования при поступлении исполнительных листов и других видов исполнительных документов от службы судебных приставов будет производиться удержание алиментов с пособий по временной нетрудоспособности.
7. Возмещение произведенных расходов страхователю (социальное пособие на погребение, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваемости, оплата 4-х дополнительных дней по уходу за ребенком инвалидом).
Страхователь после произведенных расходов обращается в Фонд социального страхования за возмещением в соответствии с Постановлением правительства РФ № 294 от 21.04.2011.
8. Всем ли работникам нужна карта «Мир»?
На карту «Мир» могут перечисляться все виды пособий – для работника такой способ их получения наиболее удобен, ведь в заявлении нужно будет указать только её номер.
Один вид пособий будет перечисляться только на карту «Мир» - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Необходима эта карта и для перечисления пособия по беременности и родам, а также пособия по временной нетрудоспособности гражданам, подвергшимся воздействию радиации в ходе технологических аварий: вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сборов радиоактивных отходов в реку Теча; вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – если страховой случай в течение двух лет наступил повторно.
Во всех остальных случаях пособия будут перечисляться помимо карт платежной системы «Мир» и других платежных систем на банковские счета, по которым операции с платежными картами не осуществляются, либо почтовым переводом.
9.Что меняется для гражданина?
Преимущества перехода на «прямые выплаты» для граждан следующие:
- гарантия получения пособий своевременно и в нужном объеме;
- решение проблемы обеспечения пособиями по социальному страхованию в случае финансовых проблем работодателя либо фактического прекращения его деятельности;
- сроки назначения и выплаты пособий больше не зависят от сроков перечисления заработной платы – выплаты будут производиться до 15 числа каждого месяца;
- целевой характер выплат пособий;
- возможность самостоятельного выбора способа получения пособия;
- исключение финансовых конфликтов с работодателем.
10. В чем выигрывает работодатель?
Во-первых, денежные средства работодателя не изымаются из оборота, что способствует повышению финансовой устойчивости организации. Во-вторых, упрощается процедура заполнения ежеквартальной отчетности, представляемой работодателем в Федеральную налоговую службу, так как расходы производит Фонд социального страхования РФ. К тому же, работодатель освобождается от функций по расчету пособий за счет средств социального страхования.